Курсы грудничкового плавания в СПб

Курсы грудничкового плавания в СПб

ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ

В современном мире постоянно появляются новые методики для развития интеллекта, физических способностей, психологической устойчивости и прочих качеств. Одни из них рождаются и в скором времени угасают в следствие, например, низкой эффективности, высоких рисков или материальных затрат. Другие — развиваются, изучаются, совершенствуются и становятся популярными по причине отличной результативности.

На сегодняшний день всё больший интерес завоёвывают способы раннего развития ребёнка. Многие современные родители с удовольствием следуют новым веяниям, обещающим, что их малыш вырастет здоровым, счастливым, успешным.

Грудничковое плавание — направление отнюдь не новое — несколько десятилетий по-прежнему продолжает набирать популярность среди родителей детей всех возрастов. По своему воздействию на организм ему нет равных. А возможность использования с самого раннего возраста делает его поистине уникальным.

Плавание способствует развитию дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы, ускоряет обмен веществ, стимулирует повышение гемоглобина, укрепляет иммунитет, улучшает работу головного мозга, нормализует мышечный тонус, сон и аппетит.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

Родоначальником грудничкового плавания принято считать Чарковского Игоря Борисовича. Именно он в 1960 году впервые использовал возможности развития малыша в водной среде. Жизнь поставила его перед выбором: смириться с мнением врачей или спасти свою дочь, родившуюся серьёзно недоношенной.

В то время не были изобретены ни инкубаторы для выхаживания ослабленных новорожденных, ни специальные кювезы с подачей кислорода. Чарковский самостоятельно сконструировал кювез-аквариум, в котором его малышка проводила много времени. Будучи по специальности инструктором-спасателем, он стал первым тренером по занятиям в воде с грудничком.

К трём месяцам его дочь по развитию не просто догнала, но и обогнала своих доношенных сверстников. К 7 месяцам она с удовольствием погружалась на четырёхметровую глубину за игрушками.
В 60-х годах XХ века Чарковский работал в различных родильных домах города Москвы, где выхаживал ослабленных младенцев, но официально его методику не рисковали признавать.

Только в 1978 году, после того, как за рубежом стали появляться научно-исследоватеьские институты детского плавания, председатель Всесоюзной Федерации Плавания З.П.Фирсов выпустил книгу и создал авторский курс «Плавать раньше, чем ходить», которые были одобрены в Министерстве Здравоохранения СССР. С этого момента в детских поликлиниках нашей страны появилось грудничковое плавание, и инструктора с медицинским образованием начали обучать заинтересованных родителей премудростям данного способа раннего развития.

МИФЫ о ПЛАВАНИИ

МИФ 1. Задержка дыхания при нырянии провоцирует у младенца гипоксию.
Это в корне неверное утверждение. Избыток углекислого газа в организме стимулирует работу дыхательного центра в головном мозгу. То есть, как только в мозг поступает сигнал о том, что уровень CO2 превышает допустимые значения, мозг даёт команду: «Срочно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов для нормализации показателей». Получается, что задержка дыхания наоборот способствует насыщению кислородом, избавлению от продуктов метаболизма и ликвидирует последствия гипоксии.

МИФ 2. Ныряние тормозит угасание рефлекса задержки дыхания у детей.
Каждый ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, необходимых для выживания. (см. Рефлексы новорожденных). Большая часть этих рефлексов за ненадобностью угасает к 3-4 месяцам, а на их основе формируется осознанная деятельность.
Рефлекс задержки дыхания выполняет важную роль, позволяя человечку пройти родовые пути, не наглотавшись околоплодных вод. Инструктора по грудничковому плаванию действительно используют это в своей работе. Но их действия НЕ задерживают угасание рефлекса, а стимулируют развитие осознанной задержки дыхания. К тому же, ныряние — лишь малая часть развивающих упражнений в воде.

МИФ 3. Хорошие инструктора крутят детей под водой.
Данное действие — всего лишь элемент шоу, позволяющий сделать забавную и удивительную видеозапись. Целями такого упражнения является продолжительная задержка дыхания и развитие вестибулярного аппарата. Этих целей вполне можно добиться и иными средствами.

МИФ 4. От плавания у детей возникают отиты и гаймориты
У детей грудного возраста короткий наружный слуховой проход. Их достаточно всего лишь повернуть на бок, чтобы вода благополучно вылилась из ушка. Да и у детей более старшего возраста при целой барабанной перепонке вода выливается из ушей самостоятельно, не требуя никакого вмешательства.

МИФ 5. Занятия в бассейне — это очень дорого.
На самом деле, наоборот: занятия в бассейне помогают экономить. Как минимум — на лекарствах. Крепкий иммунитет позволяет существенно сократить эту статью расходов.
И очень важный момент: Дети, посещающие «Happy Swim”, НЕ нуждаются в массаже.
Методика занятий позволяет полностью покрыть все потребности растущего организма.

КАК ПОНЯТЬ, НУЖНЫ ЛИ ВАШЕМУ МАЛЫШУ ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?

Прошли те времена, когда считалось, что грудной ребёнок развивается сам по себе, что его нужно только кормить и любить. Многочисленные исследования неоднократно доказали, что чем раньше с малышом начинают заниматься, чем более разнообразные способы совершенствования ему предлагают — тем легче ему потом в жизни. Здоровенькие координированные дети с хватким умом и крепкой памятью всегда успешны среди сверстников в детском саду, любимы учителями в школе и конкурентоспособны во взрослом возрасте. Именно поэтому большинство родителей старается побольше дать ребёнку, начиная с первого года жизни.

Плавание полезно почти всем грудничкам, за редким исключением (см. Противопоказания). 
Но иногда оно не просто желательно, но жизненно необходимо. В каком случае следует записать малыша в бассейн:
— Ребёнок родился раньше срока и не спешит догонять сверстников в развитии
- Задерживается угасание врождённых рефлексов (см. “Врождённые рефлексы»)
— Замечено некоторое отставание в психомоторном развитии (см. «Психомоторное развитие»).
— При нарушениях сна, плохом аппетите
— При повышенной активности малыша и при излишней пассивности
— Если педиатром, ортопедом или неврологом рекомендован массаж. Методика занятий в “Happy Swim” настолько эффективна, что полностью заменяет массаж.

РЕБЁНОК ОТ РОЖДЕНИЯ до ГОДА

ВРОЖДЁННЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Человеческие детёныши, в отличие от животных дикого мира, рождаются совершенно неприспособленными к самостоятельной жизни. Но природа подарила нам врождённые физиологические рефлексы, как средство первичного выживания. 
Эти же рефлексы являются индикатором уровня развития ребёнка, поскольку их проявления напрямую зависят от работы головного мозга. Врачи-неврологи на основании проверки этих рефлексов делают заключения о наличии/отсутствии неврологических нарушений.

Вы можете самостоятельно проверить выраженность и своевременность рефлексов у собственного ребёнка. Только, пожалуйста, если вам кажется, что какие-то проявления отсутствуют, либо задержались на более долгое время — не спешите с выводами, посетите своего врача и проконсультируйтесь с ним. Возможно, малыш был просто в плохом настроении или вы немножко неправильно его позиционировали.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Психомоторное развитие — это совокупность двигательных навыков и психических реакций, которые являются показателями развития головного мозга малыша.
Конечно, каждый ребёнок индивидуален и развивается в своём ритме. Гораздо важнее, чтобы он прошёл все этапы по порядку, не пропуская ни одного, поскольку каждый из этапов готовит организм к следующему, более ответственному периоду. Для формирования правильных двигательных стереотипов необходимо соблюдать чёткую последовательность. Слишком рано начав ходить, отказавшись от ползания, ребёнок не сможет полноценно подготовить мышцы туловища, что в дальнейшем непременно скажется на его координации движений, осанке и даже на положении органов брюшной полости.
Именно поэтому Всемирная Организация Здравоохранения создала календарь психомоторного развития ребёнка, сверяясь с которым вы можете делать собственные выводы о своевременности и последовательности развития малыша.

От рождения до 6 месяцев.

Новорожденный ребёнок большую часть суток спит. Его движения беспорядочные и неуправляемые. До 3 месяцев у него присутствует физиологический гипертонус: ручки и ножки согнуты и прижаты к телу. В этом возрасте при занятиях в воде все упражнения направлены на мягкое снятие гипертонуса мышц-сгибателей и на стимуляцию разгибателей.

К концу первого месяца у новорожденного начинает проявляться комплекс оживления — это эмоциональная двигательная реакция на внешние стимулы. При появлении в поле зрения малыша лица мамы или других ухаживающих взрослых, ребёнок останавливает на нём взгляд, улыбается, двигает ручками и ножками, издаёт звуки.

В 2 месяца комплекс оживления становится более выражен: активнее движения конечностей, улыбки, звуки. Фокусировка взгляда на лицах удаётся быстрее. А, лёжа на животе, получается непродолжительное время удерживать голову и даже поворачивать её в стороны, следя за движущимися предметами. Если вы планируете научить ребёнка нырять — то сейчас хорошая возможность приступить к обучению, так как в скором времени рефлекс задержки дыхания угаснет.

К 3 месяцам удержание головы становится стабильным и продолжительным, без клевков носом. Малыш хорошо опирается на согнутые в локтях руки и приподнимает верхнюю часть туловища. Появляются повороты со спины на бок и даже иногда (пока случайно) — на живот.

К четырём месяцам большая часть врождённых рефлексов должна постепенно угаснуть. Ребёнок уже способен высоко держать голову, опираясь на выпрямленные руки с расправленными пальчиками. Уходит гипертонус мышц-сгибателей и появляется возможность более координированных движений. Развивается интерес к игрушкам, ребёнок тянется к ним, захватывает и некоторое время удерживает.

В 5 месяцев малыш осознанно, по собственному желанию, переворачивается со спины на живот и с живота на спину в правую и левую сторону. Опираясь на ладони, высоко поднимается на прямых руках и может одной рукой манипулировать предметами. Изучает свои ножки, щупает их, тянет в рот. Умеет громко смеяться и даже визжать от восторга. Произносит первые слоги. Поворачивает голову в направлении источника звука.

К 6 месяцам ребёнок умеет стоять на четвереньках, раскачивается вперёд-назад. Некоторые дети к этому возрасту начинают ползать. Сидит с опорой на обе или на одну руку, учится сидеть без опоры. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Любит ритмичные стишки и песенки. Знает многие окружающие предметы и по просьбе может находить их глазами.

С возраста 40-ка дней и вплоть до полугодовасия (до 6 месяцев), пока иммунитет у крохи ещё совсем слабый, он будет заниматься в специальном отдельном бассейне с тренером. Мама заходит в воду по своему желанию, либо по потребности малыша.

От 6 месяцев до полутора лет.

С 7 до 9 месяцев ребёнок совершенствует все свои предыдущие умения. Он активно переворачивается, ползает, садится и ложится, манипулирует предметами, говорит несколько слогов, распознаёт «своих» и «чужих», понимает запреты. Он уже поднимается на колени и даже уверенно стоит на прямых ногах, держась за опору.

В год к этому списку добавится смелая ходьба вдоль опоры, первые самостоятельные шаги, приседания за игрушками, умение складывать в коробку и доставать из неё предметы, 8-10 активно используемых слов и около сотни понимаемых.

К полутора годам словарный запас может составлять от 20 до 50 слов. Малыш активно ходит, учится бегать. Может перешагивать невысокие препятствия, подниматься по лесенке приставными шагами, держась за перила обеими руками. Пытается спускаться по лестнице таким же способом. Наклоняется и поднимает игрушки с пола, не придерживаясь за опору. Влезает на диваны, стулья и слезает с них.

После 6 месяцев дети переходят в группу «Мама + Малыш» в большой бассейн, где в малых группах (не более 8 человек) при поддержке родителя продолжается развитие его кардио-респираторной системы, укрепляется иммунитет и совершенствуется навык ныряния и задержки дыхания.

Если ваш ребёнок посещает занятия в бассейне, то его психомоторное развитие будет несколько опережать возрастные нормы. Но самое важное — последовательность появления двигательных умений. В нашем Центре работают опытные тренеры, умеющие точно оценить ступень развития каждого малыша, найти к нему подход и, ориентируясь на зону ближайшего развития, максимально раскрыть таланты каждого ребёнка.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

В каком возрасте можно начинать?

Дети плавают с рождения. Плавательный рефлекс активизирует движения рук и ног при погружении в большие объёмы воды, а рефлекс задержки дыхания помогает не дышать при погружении. Если вы решили заниматься с малышом, которому ещё нет 40 дней от роду — лучше делать это в домашней ванне. Вода в грудничковом бассейне питьевого качества, она не причинит вреда. Но общий иммунитет только учится встречаться с микрофлорой внешнего мира и лучше избегать лишних контактов. 
 Посмотрите, пожалуйста, предложенное видео (Дети плавают с рождения), чтобы составить представление о том, сможете ли вы самостоятельно проводить для ребёнка безопасные и эффективные тренировки. Если уверенности в собственных силах нет — лучше обратиться к инструктору, который подберёт правильные упражнения и научит выполнять грамотные поддержки, чтобы занятие было полезным и приятным.

Какие справки нужны для бассейна?

Перед первым занятием в бассейне c ребёнком следует посетить педиатра. Он оценит общее состояние малыша, выпишет направление на энтеробиоз и, при необходимости, назначит другие обследования. Если педиатр после осмотра решил, что вам надо показаться неврологу, а невролог решил, что необходимо сделать УЗИ головного мозга или тазобедренных суставов — лучше это сделать. Хороший тренер всегда спросит, выявлены ли у ребёнка нарушения в состоянии здоровья, чтобы знать, на что делать особенный акцент во время занятий.
Если анализ чистый, и педиатр даёт добро, то остаётся только анализ на энтеробиоз (для детей от 6 месяцев) и для мамы (или того, с кем ребёнок будет посещать бассейн).

Как подготовить грудничка к первому посещению бассейна?

Итак, вы собрали справки, выбрали бассейн, познакомились с вашим инструктором, приготовили необходимые для занятий вещи. Как сделать первое посещение бассейна комфортным?

Физически грудничка можно подготовить, постепенно снижая температуру воды в домашней ванне и увеличивая время купания. Обычно водные процедуры младенцам проводят 10 минут при 36-37ºС. Начните каждый день снижать температуру воды на пол градуса, а само купание продлевать на несколько минут, но при этом увеличивая двигательную активность ребёнка, чтобы он не замёрз. Таким, образом, спустя короткое время малыш будет с удовольствием проводить в более прохладной воде до 20-30 минут (в зависимости от возраста).

Не забудьте, что и психологически ребёночка надо подготовить. Во-первых, родителям самим следует быть спокойными и полностью доверять инструктору. В нашем Центре работают только профессиональные пловцы с большим педагогическим опытом. Все наши упражнения чётко отработаны, безопасны и продуктивны.
Во-вторых, делайте всё без спешки. Спокойно приходите на занятия, ласково разговаривайте с ребёнком, ведите себя, как в любой другой день. Плавание — это не стресс, а полезное развивающее занятие для младенца.

Какие упражнения в воде можно делать дома самим?

В домашней ванне можно начинать плавать сразу, как только заживёт пупочная ранка. Обычно это происходит через 10 — 14 дней после рождения. Если вы никогда не занимались с детишками плаванием в ванне, лучше всего пригласить профессионального инструктора. До 2 месяцев, пока ребёнок ещё помещается в ванне, наш специалист выезжает на дом. Он подробно рассказывает родителям о процессе купания, показывает упражнения и правильные поддержки, которые будут полезны и безопасны именно для вашего малыша. Далее родители занимаются с ребёночком сами.
Мы приглашаем вас на занятия в наш специальный отдельный грудничковый бассейн с возраста 40 дней.

Меню
Open chat